Специализированный музыкальный каталог * Музыка на продажу *. Только лучшие музыкальные сайты.

Каталог непопсовых
музыкальных сайтов


Каталог сайтов о музыке.
Музыкальные Новости.

Добавить музыкальный
сайт в каталог.


Каталог музыкальных
сайтов Muszone.ru

SeFon.Ru
Поиск музыки

 


Статьи

Арам Энфи (Aram Enfi)

СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ
МУЗЫКА КАК НОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИСЦИПЛИНА

Доклад на X Международной научной конференции
«Современное Музыкальное Образование - 2011»,
30 ноября-01 декабря 2011 г., Санкт-Петербург,
(РГПУ им. А.И.Герцена, СПб гос. Консер-
ватория им.Н.А.Римского-Корсакова,
Материалы конференции, с. 147-149)



Полное музыковедческое содержание термина "симфо-электронная музыка" (СЭМ) было раскрыто в статье «Так что же это такое - СЭМ[1]
Если коротко, то СЭМ - это вид электронной по своей стилистической, инструментальной и структурной специфике, и симфонической по своей композиционной атрибутивности и внутреннему содержанию, наиболее глубокой в плане философском, и наиболее значимой в плане мировоззренческом, серьезной интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной формы, которая:
- в полной мере отвечает критериям термина «симфонизм», сформулированным для этого фундаментального музыковедческого понятия его автором, академиком Б.В.Асафьевым: «...симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов... в симфонизме проявляется непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных; когда интуитивно созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе звучащих реакций, музыкально-творческое Бытие... симфонизм - это великий переворот в сознании и технике композитора... эпоха самостоятельного освоения музыкой идей и заветных дум человечества...»;
- имеет своими главными и ключевыми средствами достижения всей разноплановой (идеологической, эстетической и т.д.) атрибутики симфонизма именно специфические электронные и компьютерные технологии.
В серии статей, затрагивающих целый ряд социолого-философских [2], психологических [3] и других важных мировоззренческих аспектов генезиса и экзистенциального бытования СЭМ, был показан флагманский статус СЭМ как жанра, который будет отныне определять магистральный путь дальнейшего развития всей мировой музыкальной культуры, что, с точки зрения культурологии и педагогики, диктует уже необходимость нормативного введения в систему профессионального образования методологически выверенный концепт преподавания новых специфических СЭМ-дисциплин.
Особенность же методики преподавания этих дисциплин обусловлена, в первую очередь, тем чрезвычайно важным для развития современной музыки фактором, что имеющий в эстетике СЭМ ключевое значение новый сонорной синтез предполагает определённый отход от классических схем музыкального развития, а именно: с приоритетной в традиционной музыке интонационности внимание здесь переключается на создание с помощью трансформирующего воздействия электронных и компьютерных технологий новых, гораздо более сложных звуковых объектов и состояний, тематические и акустические компоненты которых должны быть органично слиты в нераздельном единстве.
И здесь уже необходимо отметить, что современная электронная и компьютерная техника способна настолько расширять и обогащать палитру звуковой материи, что это позволяет, например, создавать в области СЭМ такие новые сонористические образы, в которых эффект квазидиссоциированности сочетается со смыслофиксирующим введением звуков в мелодию, а их как бы «кавернозная» музыкальная структура способствует обобщению слухового восприятия, придавая звучанию СЭМ-произведений тот их особый колорит, который не может быть достигнут ни в одном из иных жанров и видов музыки.
Именно на таких вот специфических возможностях достижения в СЭМ различных форм и нюансов «неустойчивого равновесия» основана её высшая комбинаторика стабильного и лабильного, предсказуемого и неожиданного, выверенного и спонтанного. И подобные уникальные возможности СЭМ, вкупе с отмеченным выше неисчерпаемым потенциалом современной электронной и компьютерной аппаратуры по части конструирования новых звуков, сонорных объектов, структур, комплексов, состояний и т.д., а также фундаментальные идеологические установки из области музыкальной философии и психологии как раз и определяют те важнейшие принципы создания СЭМ-композиций, на основе которых и должна сегодня выстраиваться методология преподавания СЭМ-дисциплин в системе профессионального образования. [4]

Ну а первый из этих принципов связан с тем важным обстоятельством, что в СЭМ происходит полная и весьма органичная интеграция тембра и музыкального объекта, а сам тембр получает в СЭМ статус некой глобальной категории, которая неотделима здесь от всего культурного и эмоционально-психологического контекста звукового пространства. Таким образом, выполняя свою исконную роль причинно-коренного (каузального) субстрата музыки, на основе которого потом уже создаются и оттачиваются все остальные музыкальные атрибуции (и в частности - звуковысотная парадигма), тембр в концепции СЭМ впервые приобретает безусловный энтелехийный приоритет.
Да, конечно, значение мелодии, гармонии, полифонии и других выразительных средств, используемых в традиционных видах музыки, в СЭМ-композиции ни в коей мере не принижается, но все эти средства оказываются в СЭМ энтелехийно производными от задающей тембрально-сонорной матрицы.
А это означает, что в процессе создания СЭМ-композиции все ключевые схемы и технологии формообразования должны отталкиваться («плясать») от вполне конкретной сонорной природы изначально уже отобранного музыкантом для данного произведения (по каким-то его фактурным признакам и характеристикам) сонорного репера (тембрального материала), тонкая тканевая морфология которого различные структурные закономерности СЭМ-архитектоники этого произведения императивным образом определять и будет.
Второй важный принцип создания СЭМ-произведений семантически может быть обозначен как «интуитивно-медиумическая импровизационность», где «медиумичность» означает настроенность на приём проэйдосной информации, а понятие «интуитивность» трактуется как спонтанное нащупывание музыкантом энтелехийно-реперной архитектоники произведения, исходя из тех или иных морфологических (тембральных, фактурных) свойств изначально заданного сонорного материала. Данный принцип возрождает в СЭМ исторически наиболее древнюю практику авторского музицирования, обогащённую креативными возможностями синтезаторных импровизаций с их неограниченным полем творческой свободы по всем музыкальным параметрам.
Ну а использование цифровых секвенсорных технологий предоставляет в области СЭМ возможность не только органично добавлять новые партии (по правилу: каждая последующая партия носит интуитивно-импровизационный характер по отношению к предыдущим), но и тщательно их редактировать.
Третий же основной принцип СЭМ-творчества носит название «ноэматическая теургичность» и развивает учение о Теургическом Искусстве, выдвинутое основоположником русской символической эстетики Владимиром Соловьёвым, который, наделяя Искусство сущностными началами бытия, прямо указывал на его глубинные метафизические основания, явленные через художника и воспринимаемые из «надсознательной сферы». Ну и, как известно, подлинное художественное творчество В. Соловьёв рассматривал в качестве одной из важнейших форм воплощения «Всемирной Идеи», призванной преображать наш мир с целью достижение в нём Космической Гармонии.
Теургическая концепция СЭМ строится на уже достаточно развитом семиотическом аппарате новейших научно-духовных доктрин, и поэтому изучение их основ является важной составной частью СЭМ-преподавания, полноценное утверждение которого призвано ознаменовать приход на смену достаточно ущербной и эклектичной идеологии постмодернизма целостной мировоззренческой парадигмы Духовного Просвещения с центральным и приоритетным местом в ней теургических форм искусства, что, безусловно, выведет на культурно-историческую арену и призовёт к инновационной творческой деятельности прогрессивно мыслящих музыкантов-концептуалистов новой формации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Энфи, А. Так что же это такое - "симфо-электронная музыка"? / Арам Энфи // Музыка и время. - 2011. - №4. - С. 67-71

2. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: социальные аспекты. / Арам Энфи // Социосфера. - 2011. - №2. - С. 18-24. ISSN 2078-7081

3. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: психологические аспекты. / Арам Энфи // Психологическая газета. - 20.05.2011. www.psy.su

4. Энфи, А. Век электронной музыки / Арам Энфи // Звукорежиссёр. - 2003. - №6. - С. 54–58

Дополнительные материалы:

Aram Enfi

SYMPHO-ELECTRONIC MUSIC AS
A NEW TEACHER DISCIPLINE

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.narod.ru обязательна











Сайт Арама Энфи. Новая Мировоззренческая Парадигма

 



ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА МОЙ САЙТ!
Отметьте позицию в белом кружке
слева и нажмите
"Проголосовать
"
    Великолепно !
    Очень хорошо
    Хорошо/нравится
    Так себе
    Разочаровал
После отметки!
"Развитие Человека". Каталог Лотоса

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Numen.ru Numen.ru Рейтинг Эзотерических ресурсов
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов КиберГород.Ru - каталог сайтов. Каталог Эзотерики на Shambala.ru LightRay Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева
АУМ - украинский портал ресурсов духовного,
психического и физического развития человека  Арам Энфи на сервере Стихи.руАрам Энфиаджян на сервере Проза.ру RealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. Top.Riall.ru
SafeWeber.ru Анализ web сайтов

Сайт управляется системой uCoz