Статьи

Арам Энфи

ТЕОРИЯ СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ В СВЕТЕ
ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

ЧАСТЬ - I


ПРЕДИСЛОВИЕ

""Совесть твоя да будет единственным твоим Божеством"

Пифагор, "Золотые Стихи"

"Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим...
...И увидел я мёртвых малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были,
и иная книга раскрыта, которая есть Книга Жизни; и судимы были мёртвые
по написанному в книгах, сообразно с делами своими.."

Откровении Святого Иоанна Богослова (2:23; 20:12)

"Ибо слово Бога живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого:
оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит
помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него.
Но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт".

Послание Святого Апостола Павла к Евреям, 4:12,13

"Вы считаете ложью День Суда.
А ведь над вами есть хранители –
Благородные писцы.
Знают они, что вы делаете.
Ведь праведники, конечно, в благодати!
А ведь грешники, конечно, в огне!".

Коран, Сура 82, аяты 9-13

Автором настоящих статей и комментариев выдвинута научная гипотеза о том, что сущностные параметры человека (характеризующиеся такими понятийными категориями как "совесть", "сострадание", "справедливость"..., "честь", "достоинство", "благородство"..., "обучаемость", "интеллект", "духовная культура"..., "созидательность", "креативность", "трудолюбие"...) в процессе жизни на физическом плане подвергаются вполне определённой биоэнергоинформационной кодировке.
Глубинные механизмы этого процесса исследуются сегодня в Арт-Гуманитарном Центре по всем возможным направлениям: медицинскому, естественнонаучному, психологическому, социологическому, философскому, культурологическому, эзотерическому, экстрасенсорному...
При этом, само функционирование механизма Сущностного Кодирования рассматривается автором данной Теории как часть более общего процесса Экзопсихологического Контроля сознания людей со стороны Высших Сил.
Настоящая серия статей преследует своей целью в обзорном режиме продемонстрировать все те вероятные подтверждения гипотезы "сущностного кодирования", которые прямым или косвенным образом вытекают из наиболее значимых в истории развития мировой науки психологических, социологических и философских концепций.




 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ЧАСТЬ I

01. ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Ф.П.)
02. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ (П.С.)
03. Структурная Психология
04. Психология Акта

 

ЧАСТЬ II

05. Понимающая (Гуманитарная) Психология
06. Гештальт-Психология

 

ЧАСТЬ III

07. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

 

ЧАСТЬ IV

08. ПСИХОЛОГИЯ АДАПТАЦИЙ (П.А.)

 

ЧАСТЬ V

09. Европейская Функциональная Психология
10. Американская Психология до Прагматизма
11. Прагматизм
12. Прогрессивизм и Инструментализм

 

ЧАСТЬ - I

 

01. ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Ф.П.)

"Донаучная Школа":

Рене Декарт, Джон Локк, Джордж Беркли,
Дэвид Юм, Томас Рид, Иммануил Кант,
Джамбаттиста Вико, Иоганн Гердер




Основателем "философской психологии" по праву считается Рене Декарт (1596-1650), методология познавательного процесса и весьма плодотворные идеи которого относительно природы человеческого сознания дали жизнь всем основным философско-психологическим традициям XVII-XIX веков: "эмпиризму" (Джон Локк), "скептицизму" (Джордж Беркли, Дэвид Юм), "реализму" (Томас Рид), "идеализму" (Иммануил Кант), "историко-культурной традиции" (Джамбаттиста Вико, Иоганн Гердер)…
Дуалистические идеи Декарта о "душе и теле", ставшие отражением новой для того времени научной дифференциации между физическим и психическим мирами, нашли своё образное выражение в модели "картезианского театра": "душа, сидит внутри тела, как в театральном зале, и смотрит на мир, как на театральную сцену, а между знанием "хозяина тела" о своём внутреннем "Я" и его знанием о внешнем мире простирается "пелена идей""...
Ну а поскольку душа, по Декарту, осуществляет полный контроль над телом, которое служит для души всего лишь "окном" в материальный мир, то, "спектакли картезианского театра" носят всегда характер "духовноориентированный".
Данное утверждение справедливо ещё и в связи с тем, что физическое тело человека Декарт сравнивал с рефлекторно функционирующей "физиологической машиной", в то время как человеческую душу он считал совершенно отличной от телесной материи духовной субстанцией, постигать которую можно лишь только с помощью "отражения сцены сознания" – интроспекции (самоанализа)...
При этом, Декарт прекрасно понимал ещё и то, что подобный "самоанализ" способен стать вполне адекватным лишь только при наличии некоего "вдохновения, данного Свыше":

"Может показаться удивительным, что великие мысли чаще встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов.
Это потому, что поэты пишут, движимые вдохновением, исходящим от воображения. Зародыши знания имеются в нас наподобие огня в кремне. Философы культивируют их с помощью разума, поэты же разжигают их посредством воображения, так что они воспламеняются скорее".

Рене Декарт "Афоризмы"

ВЫВОД: Декарт учил, что душа и тело взаимодействуют друг с другом посредством верхнего мозгового придатка - шишковидной железы или эпифиза, который служит "экраном картезианского театра". И в этой связи необходимо указать на то важное обстоятельство, что в Теории Сущностного Кодирования эпифиз также играет аналогичную роль "нейрокомпьютинговой антенны", обеспечивающей связь головного мозга со внешними (экзопсихологическими) информационными потоками…
Весьма примечателен здесь и тот факт, что для объяснения положений сугубо духовного (метафизического) порядка, Декарт использовал подходы научно-технологические, что также в полной мере свойственно ТСК...
Ну а вообще, так называемая "картезианская схема", которая послужила методологической основой для развития всей мировой научной (теоретической и экспериментальной) психологии, представляется в контексте нашего исследования весьма благодатной и перспективной уже по той причине, что набожный католик Декарт, безоговорочно веруя в бессмертие человеческой души, приоритетные акценты в своих "психологических конструктах" неизменно ставил на аспектах метафизических, которые он и считал "корнями всей Философии":

"Существование нашей души, или сознания, я принял за первое начало, из которого вывел наиболее ясное следствие, именно, что существует Бог – творец всего находящегося в мире; а так как Он есть источник всех истин, то Он не создал нашего рассудка по природе таким, чтобы последний мог обманываться в суждениях о вещах, воспринятых им яснейшим и отчётливейшим образом.
Таковы все мои начала, которыми я пользуюсь в отношении к нематериальным, то есть метафизическим вещам".

Рене Декарт "Начала Философии"

Крайне благоприятствует нашим "кодировочным изысканиям" также и следующий знаменитый декартовский тезис:

"Некоторые идеи, и в том числе Идею Бога нельзя получить эмпирически, ибо подобные идеи являются врождёнными - ждущими момента своей активации... Под врождённостью идеи я понимаю лишь то, что у меня есть способность вызвать её..."

Действительно, ведь руководствуясь подобными "метафизическими директивами" основателя психологии Рене Декарта, свою "способность вызвать" "яснейшим и отчётливейшим образом воспринятую" мною в качестве "врождённой" идею "сущностного кодирования" я, согласно Декарту, имею полное право "моментально активировать" даже и без каких-либо "научно-эмпирических" обоснований и подтверждений...
Собственно говоря, интуитивно люди так всегда и поступали, чему наглядным свидетельством может служить тот длинный список различных спиритуалистических (религиозных, эзотерических, мистических и других "околокодировочных") учений, начало которому ещё пять тысяч лет тому назад положила вышеупомянутая "Египетская Книга Мёртвых"...
Но коль скоро о данном моём исследовании уже громко заявлено, и поскольку исследование это претендует на абсолютную научность, то точкой отсчёта для его проведения мы изберём именно тот "активационный момент" в истории развития психологии, когда эта уважаемая дисциплина окончательно сформировалась, созрела и приобрела официальный статус полноценно функционирующего научного института...

02. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ (П.С.)

Гейдельбергская и Лейпцигская Школы:

Вильгельм Максимилиан Вундт




Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920), являясь основателем психологии именно как академического научного института, пытался создать всеобъемлющую, законченную науку о разуме, одна часть которой, "Физиологическая Психология", была экспериментальной наукой, изучающей аспекты сознания, близкие к ощущениям и двигательным ответным реакциям, а другая, ничуть не менее значимая "Volkerpsychologie", – неэкспериментальным исследованием мышления и большинства других высших психических процессов через их выражение в языке, мифологии и культуре...
В области экспериментальной психологии Вундт считал апперцепцию отмеченной чувством психического усилия, и поэтому именно он, профессор медицины Вундт (у которого учился также и великий психиатр Эмиль Крепелин), первым высказал предположение о том, что больные шизофренией утрачивают апперцептивный контроль над мышлением, характерный для нормального сознания, и вместо этого прибегают к пассивным ассоциативным процессам, вследствие чего их мышление становится простой последовательностью ассоциаций, а не чётко скоординированным действием, которое направляется волевым актом ("этическая невменяемость шизофреников", связанная в том числе, если использовать нашу терминологию, со сбоем в корректном срабатывании "механизмов кодировки их сущностных параметров").
Сознание по Вундту - это поле, населённое элементами, способными к формированию и восприятию идей, а фокус этого поля всегда находится там, где осуществляется апперцепция и где раздражители формируются в ясно видимые и различимые стимулы.
В дополнение же к своей "полевой теории сознания", Вундт предложил трёхмерную теорию чувств (приятное-неприятное, высокая-низкая активация, концентрированное-ослабленное внимание), и упорно пытался установить физиологический базис каждого из этих измерений...
Отдельно следует сказать о "Volkerpsychologie" Вундта (в буквальном переводе "volkerpsychologie" означает "психология народов"), которая хотя и была недопонята современниками Вундта, но ценность и значение которой для развития всей мировой психологической науки, тем не менее, переоценить невозможно, поскольку "volkerpsychologie" уже изначально сближала эту новую академическую науку с социологией и достаточно корректно ставила перед ней вполне определённые этические цели и задачи.
Причины разделения Вундтом психологии на "физиологическую" и "историко-культурологическую" восходят к дуалистическому ("психофизическому") параллелизму Готфрида Вильгельма Лейбница, который писал о том, что "разум и тело отделены друг от друга" и что "каждому психическому событию соответствует физическое, но второе не влияет на первое"; разделение это находит также своё обоснование в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который первый обратил внимание на то, что главные мотивы и причины поведения человека относятся к области его моральной и социальной жизни, а не к его сугубо физическому существованию.
Ну а сам Вильгельм Вундт говорил, что экспериментальная психология проникает во "внешние укрепления разума", в то время как "Volkerpsychologie", являясь методом интуитивного понимания, достигает более глубинных слоёв, Трансцендентального Эго...
В своей "Volkerpsychologie" Вундт особое внимание уделял психологическим аспектом языка, в связи с чем Вильгельма Максимилиана Вундта можно с полным правом считать основателем не только научной психологии, но и научной психолингвистики.
Вундт выделял два аспекта языка: внешние феномены, состоящие из актуально продуцируемых или воспринимаемых вербальных посылов, и внутренние феномены - когнитивные процессы, лежащие в основе внешней последовательности слов. Эти внутренние феномены как раз и образуют "психическую форму речи": по Вундту, продукция предложения начинается с целостной и единой в идейном отношении психической конфигурации ("Gesamtorstellung"), которая составляет суть человеческой речи, и которую (в отличие от поверхностной внешней формы) другие люди (слушатели) как раз и запоминают…

ВЫВОД: В экспериментально-психологической концепции Вундта очевидным образом прослеживается предпосылка к построению системы троичного кодирования "сущностных параметров" человека..
Конечно, уровень развития естествознания того времени установить "физиологический базис" подобного тонкоматериального кодирования совершенно не позволял: ведь во времена В.М.Вундта ничего ещё не было известно ни о биоэнергоинформатике, ни о торсионных полях тонкого мира, ни о нейронных сетях, ни о кристаллизации мицеллярных структур, ни о спиновых стёклах, ни о "К-Феномене", ни о "Кирлиан-Эффекте", ни о таких "науко-технологоёмких теориях сознания", каковой, например, является "Теория Квантового Нейрокомпьютинга Хамерофа-Пенроуза", согласно которой:
"Сознание человека представляет собой дискретизированные процессы нейрокомпьютинга, реализованные на основе конформационных перестроек в отдельных белковых молекулах микротрубочек цитоскелета нейронов головного мозга под влиянием квантовых процессов когеренции и объективной редукции (коллапса) волновой функции при достижении порога неустойчивости, связанного с квантовой гравитацией..."
Ну а в связи с понятием "троичная кодировка", не лишним будет вспомнить также и о том, что современный факторный анализ аффекта проводится в троичной системе, аналогичной системе Вундта, и что единицей белкового генетического кода человека является кодон (триплет), который состоит из 3-х последовательных нуклеотидов в молекуле ДНК…
Как известно, последовательность кодона в гене определяет последовательность аминокислот в полипептидной цепи белка, кодируемого этим геном..., и в этой связи представляется достаточно плодотворным выявление аналогий между механизмами кодирования генного и кодирования "сущностного"…
Крайне важными для понимания нейробиологических механизмов "сущностного кодирования" являются также и достижения в области современной психонейроэндокринологии, которая рассматривает головной мозг человека как его самую большую эндокринную железу, и ставит акценты на информационной роли гормонов: выявляет тесную связь гормональной информации с сущностными параметрами человека, свидетельствует о существовании кодов и шифров, позволяющих распознать типы нейропептидов в соответствии с теми или иными типами поведенческих ситуаций и т. д..
Богатейший набор экспериментальных данных для разработки Теории Сущностного Кодирования предоставляют нам сегодня и выдающиеся исследования, проведённые в области волновой (квантовой) генетики...
Более подробно обо всём этом можно узнать из материалов, размещённых на этом сайте..
Что же касается "Volkerpsychologie", то в ней Вундт опирался уже не на эмпиризм Джона Локка (как он делал это в своей экспериментальной психологии), а на идеализм Иммануила Канта, согласно которому сознание - это не пассивный "зеркальный отражатель внешнего мира", но активный строитель реальности. И поэтому Вундт, вслед за Кантом, полагал, что разум активно объединяет элементы опыта, синтезируя объекты сознания, и отводил ассоциации лишь незначительную роль "гравитации Психической Вселенной"...
Будучи ярким представителем высокообразованной, ориентированной на непреходящие духовно-этические ценности высшей немецкой культурной элиты ("Bildungburger"), Вильгельм Максимилиан Вундт, конечно же, не разделял околоматериалистических взглядов своего учителя, знаменитого физиолога и врача Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца, и поэтому, закладывая основы научной психологии, неуклонно следовал той концептуальной установке Ииммануила Канта, согласно которой наше Трансцендентального Эго, находясь за пределами чувственного опыта, само накладывает универсальные категории понимания на наше восприятие, буквально строя тем самым ту Реальность, которую мы знаем.
И подобные взгляды на Реальность (отражающие несомненное присутствие в этой Реальности постоянного "экзопсихологического контроля") весьма созвучны тем современным концепциям, которые представляют собой естественнонаучную основу Теории Сущностного Кодирования.
В частности, академик Г. И. Шипов (создатель Концепции Физического Вакуума, на базе которой возникла теория "Торсионного Сознания") говорит по данному поводу следующее: "Мысли и чувства, излучаемые каждым из нас, - это торсионы, поскольку материя мыслей и чувств есть элемент торсионных полей. Уравнения, описывающие мысль, нелинейны. Это говорит о том, что мысль может влиять сама на себя, то есть представляет собой самоорганизующуюся структуру, способную жить своей жизнью"...
Ну а психолингвистика "отца научной психологии" Вильгельма Максимилиана Вундта, значительно доработанная и развитая в 20-м веке Ноамом Хомски, служит хорошей базой для объяснения вербального фактора сущностного кодирования, который (наряду с гормональным, нейродинамическим и бихевиорально-экспрессивным) воздействует на процесс нейрокомпьютинговой обработки сущностной информации, осуществляемый посредством сознательно-интуитивного нейропроцессинга между функционально асимметричными полушариями головного мозга...

03. СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (П.С.)

Оксфордско-Корнеллская Школа:

Эдвард Брэдфорд Титченер




Развивая менталистскую Теорию Сознания своего учителя Вильгельма Максимилиана Вундта, Эдвард Брэдфорд Титченер - выдающийся британский ассоцианист, перенёсший немецкую психологию на американскую почву - говорил о том, что "внимания удостаиваются" лишь только наиболее отчётливые утверждения, и что результаты интроспекции связаны с ясностью, порождённой определёнными нервными процессами.
Но, исходя из вышеуказанной предпосылки, Титченер, в отличие от Вундта, пытался объяснить функционирование разума, ссылаясь на исследования в области не просто физиологии, а именно нейрофизиологии человека - разумеется, также основываясь лишь только на научных данных, получение которых было доступно уровню развития естествознания того времени...
В книге "Постулаты структурной психологии" Титченер выделил несколько аспектов психологии и привёл широкую аналогию между тремя областями биологии (морфология, физиология, онтогенез) и тремя направлениями психологии (экспериментальным или структурным, функциональным, эволюционным) на основании аналогичности предмета их изучения (структура, функция, развитие).
Своей главой экспериментальной задачей структурная психология ("психическая химия") Титченера ставила обнаружение базовых элементов ощущений, к которым, как полагал Титченер, можно было бы свести все сложные процессы психологического восприятия.
И эти ощущения, по Титченеру, следовало открывать посредством вскрытия содержимого сознания методом "систематической интроспекции", представляющей у Титченера сложный ретроспективный анализ опыта восприятия.
Таким образом, методика интроспекции была разработана Титченером гораздо тщательнее и основательнее, нежели Вундтом, и по этой самой причине она послужила научным обоснованием концепции "усиленного самонаблюдения" для так называемой "эзотерической психологии", которая черпает свои мировоззренческие установки из "мистического опыта", а свои трансформационные принципы заимствует из различных "духовных практик"...
В русле же "академической психологии" собственные оригинальные методики "систематической интроспекции" разрабатывали такие известные учёные как Освальд Кюльпе, использовавший метод "Ausfragen", Альфред Бине и Роберт Вудворт. При этом, весьма знаменательным представляется тот широко известный среди психологов научный факт, что, используя свои методики "систематической интроспекции", Кюльпе, Бине и Вудворт независимо друг от друга (в Вюрцбурге, Париже и Нью-Йорке) открыли "феномен безобразного мышления" (в слове "безобразного" - ударение на первое "о"), то есть "феномен мышления без образов", характеризующийся присутствием в мыслительном процессе людей неких неясных, неуловимых, почти неописуемых состояний сознания...
Ну а впоследствии идеи и методология Титченера были востребованы также и современной "информациоядной" когнитивистикой, которая, как известно, возникла уже на волне компьютеризации второй половины 20-го века...

ВЫВОД: Таким образом, Структурная Психология Э.Б.Титченера находилась в фарватере создания теории кодирования "сущностных параметров" человека, и, как минимум, недвусмысленно указывала на "церебрально-нейронную компоненту" вероятных механизмов этого кодирования...
Что же касается конкретно методик "систематической интроспекции", то они, хотя сам Эдвард Брэдфорд Титченер подобных взглядов и не разделял, достаточно ясно продемонстрировали факт существования в глубинах человеческого Сознания чего-то "таинственного", трансцендентного обыденному человеческому мышлению...
И, судя по всему, это таинственное "что-то" открывается людям лишь только тогда, когда они того очень ждут... и очень заслуживают...
Ну и как тут после подобных "откровений" не выдвинуть гипотезу о присутствии в человеческом Сознании некоего "Независимого Цензора", который бдительно контролирует и скрупулёзно фиксирует все наши "сущностные достижения и неудачи" даже в том случае, если сами мы в это не верим?!

04. ПСИХОЛОГИЯ АКТА (П.С.)

Венская Школа Феноменологии:

Франц Брентано,
Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер,
Морис Мерло-Понти, Карл Стумпф

Вюрцбургская Школа
Систематической Интроспекции:

Освальд Кюльпе,
А.М. Майер, Дж. Орт




Согласно уходящей корнями в неоарестотелевский перцептульный реализм "Психологии Акта" Франца Брентано (1838-1917), человеческий разум является не пассивным представлением, не собранием неких "психических объектов", а совокупностью волевых, преднамеренных актов, направленных на постижение окружающего реального мира.
Брентано утверждал, что "истинный метод философии не отличается от метода естественных наук". Его взгляд на научную философию оказал громадное влияние на позднейших немецких философов, таких, как А. Мейнонг и Э. Гуссерль, а также на логический позитивизм..
Брентано считал, что в психологии нельзя рассматривать изолированные реакции, а также невозможно путем механических измерений дать ответ о природе психических процессов. Он заложил предпосылки последующего развития вюрцбургской школы и гештальт-психологии в целом..
Как писал Освальд Кульпе (1862-1915) - глава "Вюрцбургской Школы Систематической Интроспекции" и один из наиболее выдающихся учеников Вильгельма Максимилиана Вундта - "фундаментальной характеристикой мышления служат ссылки, то есть нацеливание на что-то", и этот концептуальный тезис "психической установки", предвосхищая функциональную психологию будущего, точно повторяет формулировку преднамеренности Ф.Брентано...
Намечаемые нашим сознанием цели Брентано считал врождёнными и неизменными истинами человеческих действий, которые не требуют никаких объяснений и абсолютно в них не нуждаются...
При этом, Брентано исповедовал идею непогрешимости внутреннего восприятия и выстраивал на её основе базовую психологическую концепцию постоянного присутствия в сознании человеке некоего Внутреннего Цензора, что, конечно же, не удивительно, поскольку для получившего прекрасное теологическое образование христианина Франца Брентано нижеприведённые слова Библии являлись, очевидно, не абстрактной метафорой, а Императивом Высшей Реальности:

"Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь:
вложу Мои Законы в сердца их, и в мыслях их напишу Законы Мои".

Послание Святого Апостола Павла к Евреям, 10:16


Безусловно, эта идея присутствия в человеке чего-то Высшего, трансцендентного внешнему материальному миру, является принципиально важной для развития всей психологии как Науки о Божественной (а значит - Бессмертной) Душе, и в этой связи данная идея Брентано всесторонне "обсасывалась" психологами и философами более позднего времени...
Так, например, в качестве некой рельефной антитезы идеи "Присутствия" Брентано, Мартин Хайдеггер ввёл в психологию свой знаменитый термин "Da-sein" (в дословном переводе: "Бытие-вот"), который почему-то часто и совершенно некорректно переводят на русский язык именно как "Присутствие".
Но лишённое какого-либо сущностного, пред-данного, трансцендентного наполнения, хайдеггеровское "Da-sein" – это всего лишь то, что, с точки зрения духовно незрелого человека, происходит с ним между его рождением и смертью, то есть всего лишь реализация некой профанной жизненной программы, которой такой человек ущербно самопрограммируется, настраивая себя тем самым на убогое существование без надлежащих Императивов, Данных Свыше...
Таким образом, хайдеггеровское понятие "Da-sein" ассоциируется с воспринимаемой духовно незрелыми людьми профанно-архетипической картиной Бытия и отсылает нас к ветхозаветной идее "падения, крена, отклонения от вертикали", а также - к художественно-культурологическиим мотивам человеческой "брошенности и неприкаянности"...
Ясно поэтому, что даже очень "гуманные и человеколюбивые", но ориентированные на одни лишь только сугубо экзистенциальные, а не онтологические свойства Бытия, то есть целиком и полностью пребывающие в хайдеггеровском "Da-sein", люди не способны обрести бытийную полноту и поэтому неизбежно находят свой конец в физической смерти... Ну а в аспекте "сущностного кодирования" представляется уже весьма знаковым то обстоятельство, что на вопрос "Ну а в чём же тогда состоит человечность человека?" Хайдеггер отвечает: "Она покоится в его Сущности"...
О методике "систематической интроспекции", которую практиковал и с помощью которой открыл "феномен безобразного мышления" Освальд Кульпе, мы уже говорили в прошлой главе.
Необходимо отметить, что вокруг "феномена безобразного мышления" среди психологов всегда происходили ожесточённые споры, и дебаты на этот счёт продолжаются по сей день... Некоторые психологи даже высказывали предположение, что одни типы разума безобразным мышлением обладают, а другие – нет, и что метод интроспекции вообще очень субъективен...
Так получилось, что Вюрцбургской Школы Систематической Интроспекции во главе с Освальдом Кульпе не оставила относительно своего видения "феномена безобразного мышления" ни одной законченной теории. Представителями этой Школы было лишь расплывчато заявлено, что "мысль является бессознательным процессом, сводящим безобразные элементы мысли, скорее, к сознательным индикатором мышления, а не к самому мышлению"...
Существуют факты, достоверно свидетельствующие о том, что в последние годы своей жизни О.Кюльпе работал над более внятным и "вменяемым" объяснением "феномена безобразного мышления", но, к огромному сожалению, преждевременная кончина Освальда Кюльпе (а он не дожил и до 53-х лет) закончить эту работу не позволила...

ВЫВОД: Можно сказать, что "тайну феномена безобразного мышления Освальд Кюльпе унёс с собой в могилу", но, тем не менее, одно в этом феномене представляется для нас совершенно ясным: даже очень долго и пристально "вглядываясь в себя", мы не в состоянии аккуратно разложить наш внутренний мир по полочкам, потому что в бездонных глубинах нашего сознания всегда остаётся нечто для нас неуловимое и непостижимое...
И это "нечто" определённо и неизбежно наталкивает нас на мысль о постоянном присутствии в нашем сознании некоего экзопсихологического контроля...
В целом же, Психология Акта Франца Брентано, накладывая на личность безусловный императив ответственности за свои решения и поступки, делает гипотезу кодирования сущностных параметров человека принципиально адекватной с точки зрения авторитетной психологической науки и придаёт ей абсолютную валидность с точки зрения объективной этики
Ну а что касается концепции "Da-sein" Мартина Хайдеггера, то она уже имеет самое прямое отношение к другому разряду "сущностных параметров" - к степени духовного развития человека и к его творческо-созидательному потенциалу. То есть, речь, на самом деле, у Хайдеггера идёт о том, что "набрать суммарно-проходной кодировочный балл" обыденное человеческое сознание не в состоянии ни при каких обстоятельствах - даже в том случае, если оно демонстрирует прекрасные кодировочные результаты "по линии совести". Конечно, человека с обыденным сознанием, не отягощенным негативной этической составляющей (то есть имеющим, в отличие от людей откровенно бессовестных, позитивную кодировку "по линии совести"), сильно не "накажут", но и на более высокие уровни Бытия не пропустят тоже...
Так что, абсолютно никаких шансов обрести Духовное Бессмертие у людей "обыденного сознания", конечно же, нет...
В связи со всем вышесказанным, не лишним будет отметить и то обстоятельство, что взгляд на "обыденное человеческое сознание", весьма схожий с хайдеггеровским, исповедуется также и в "психологии романтизма", которая делает основной упор на глубоких чувствах и вдохновенной творческой фантазии могучих личностей, способных выстраивать мир по своей собственной воле...
Вот что, например, пишет по данному поводу в своих "Максимах" великий Иоганн Вольфганг Гёте:

Обыденное созерцание, "правильный взгляд на земные вещи", является наследием общего человеческого рассудка.
Чистое же созерцание внешних и внутренних вещей весьма редкостно.
Первое проявляется в практическом смысле, в непосредственной деятельности. Второе - символически, преимущественно посредством математики, в чистых формулах, посредством речи, изначально тропической, как поэзия гения, как поговорочная мудрость человеческого рассудка...
Было бы истинным благодеянием для человеческого рода, если бы обыденному рассудку могли убедительно показать, как далеко он может простираться, а это и будет как раз столько, сколько ему совершенно достаточно для земной жизни"...

Собственно говоря, этим "благодетельным для человеческого рода убедительным показом" призвана стать как раз Теория Сущностного Кодирования... И в этой связи, весьма ценными и актуальными представляются также научно-методологические рекомендации ещё одного крупного феноменологиста - ученика Ф. Брентано и учителя М. Хайдеггера, Эдмунда Гуссерля:

"Если для явлений, входящих в сферу наук о духе, должно быть найдено действительно точное объяснение, и вслед за этим выработана также и достаточно широкоохватная научная практика, как в естественнонаучной сфере, то представителям наук о духе надлежит не просто рассматривать дух как таковой, но направлять свой взор также и к его телесным основаниям и строить свои объяснения с помощью таких точных наук, как физика и химия... Ибо анимальная духовность, духовность "душ", к которой сводятся все прочие проявления духа, неповторимым образом каузально фундирована в телесном...
И я уже, конечно, не говорю о постановке проблемы создания универсальной и чистой науки о духе, о выработке учения о духе именно как Духе, которое могло бы проследить необходимо всеобщее Духа в его элементах и законах, - все это имело бы своим следствием получение научных объяснений в совершенной и законченной форме".

Эдмунд Гуссерль, "Кризис Европейского Человечества и Философия"

Ясно, конечно, что речь тут идёт, в первую очередь, о Духовной Науке под названием "Феноменология Нравственного Сознания", которая имеет самоё прямое отношение к Теории Сущностного Кодирования, поскольку научно обоснованная Этическая Гносеология может быть создана лишь только на её основе...
Сугубо гносеологический аспект "Феноменологии Нравственного Сознания" Эдуард фон Гартман определил как "возможно полное описание эмпирически данной области нравственного сознания, при критическом освещении этих внутренних данных и их взаимных отношений и с умозрительным развитием их обнимающих принципов".
Ну а затрагивая уже социологический аспект "Феноменологии Нравственного Сознания" применительно ко всему цивилизованному человечеству в целом, Эдмунд Гуссерль пишет, по сути дела, об императивных установках, которые даны людям Свыше в виде "водительской нормы, нормативной идеи", и за надлежащее следование которым люди несут полную Сущностную Ответственность:

"Душевный состав человечества никогда не был завершен, и никогда не будет, и никогда не сможет повториться.
Духовный telos ( "цель" (греч.) А.Э.) европейского человечества, в котором заключен особенный "telos" каждой нации и каждого отдельного человека, лежит в бесконечности, это бесконечная идея, к которой в сокровенности, так сказать, устремлено всё духовное становление.
Поскольку в ходе развития он был осознан как "telos", он становится необходимым и практически, как желаемая цель, в результате чего введена новая, высшая ступень развития, состоящая под водительством нормы, нормативной идеи..."

Эдмунд Гуссерль, "Кризис Европейского Человечества и Философия"

 


ЧАСТЬ II

Список Использованной и
Рекомендуемой Литературы

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.narod.ru обязательна











Сайт Арама Энфи. Новая Мировоззренческая Парадигма

 



ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА МОЙ САЙТ!
Отметьте позицию в белом кружке
слева и нажмите
"Проголосовать
"
    Великолепно !
    Очень хорошо
    Хорошо/нравится
    Так себе
    Разочаровал
После отметки!
"Развитие Человека". Каталог Лотоса

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Numen.ru Numen.ru Рейтинг Эзотерических ресурсов
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов КиберГород.Ru - каталог сайтов. Каталог Эзотерики на Shambala.ru  LightRay Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева
АУМ - украинский портал ресурсов духовного,
психического и физического развития человека  Арам Энфи на сервере Стихи.руАрам Энфиаджян на сервере Проза.ру RealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. Top.Riall.ru
SafeWeber.ru 

Сайт управляется системой uCoz