Статьи

Арам Энфи

ТЕОРИЯ СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ В СВЕТЕ
ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

ЧАСТЬ - V


09. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (П.А.)

Кембриджская Школа:

Джеймс Уорд, Фредерик Барлетт

Берлинская Школа:

Герман Эббингауз, Г.Э. Мюллер




Вообще, наиболее сильная и успешная школа функциональной психологии (в виде прагматизма, прогрессивизма, инструментализма и их различных форм и модификаций) сложилась, как известно, в США, и речь об этом пойдёт чуть ниже; но некоторые весьма значимые направления функциональной психологии существовали также и в континентальной Европе, но особенно, конечно, в Британии - на родине дарвиновской Теории Эволюции, которая, собственно говоря, всё это многообразие направлений Психологического Функционализма и породила...
Функционалистская теория разума гласит: "Разум – это процесс, биологическая ценность которого заключается в способности быть призванным, если организм сталкивается с новой ситуацией".
Джеймс Уорд (1843-1925), которого иногда называют "отцом современной британской психологии", писал: "Если подходить с функциональной точки зрения, то весь организм представляет собой единое целое... психическая химия является лишь пародией на растущую сложность физической жизни… Не просто восприимчивость, а творческая, или избирательная активность является сутью субъективной реальности".
Также, как это делал его великий современник, крупнейший американский психолог Уильям Джеймс у себя в США, Джеймс Уорд защищал от профанных "натуралистических атак" со стороны вульгарных дарвинистов психологию и религию в своей родной Британии.
Целиком и полностью принимая Теорию Дарвина именно как "внешнюю функциональную оболочку и методологию" для адекватного изучения эволюционных процессов, а вовсе не для объяснения их онтологической причинности, Джеймс Уорд писал: "С психологической точки зрения, единственной функцией перцепции и мышления является руководство действиями и подчинение волевым актам - для того, чтобы способствовать самосохранению и улучшению".
В свою очередь , продолжая и развивая в психологии " антиатомистическую линию" Джеймса Уорда , другой кембриджский психолог, Фредерик Барлетт (1887-1969), утверждал что и память человека тоже представляет собой далеко не простое приобретение его головным мозгом некой суммы дискретных битов информации, и что даже обычный прозаический текст представляет собой вовсе не набор атомистических идей, а воплощение чего-то гораздо большего, называемого Барлеттом "schema" (схема).
Барлетт показал, что различные культуры обладают различными "схемами" для организации своего опыта и что, следовательно, истории одной культуры могут вносить в память носителей другой культуры определённые "систематические искажения"...
Но особо плодотворные и тщательные исследования памяти, как "инструмента научения", проводил в Германии немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909), прославившийся именно написанием своей книги под названием "Память", которую, в качестве очень весомого вклада в развитие всей мировой психологической науки, весьма высоко оценили Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс.
Основываясь на результатах своих исследований в этой области, Эббингауз, в частности, пришёл к тому замечательному выводу, что заучивание даже совершенно бессмысленных фонетических структур и случайных синтаксических последовательностей обнаруживает несомненный "функционалистский склад человеческого мышления"...

ВЫВОД: Избирательная активность человеческого мышления, о которой говорил Джеймс Уорд, явно предполагает присутствие в сознании людей "внутреннего контролёра", а "schema" Фредерика Барлетта есть ни что иное как внешнее свидетельство о глубинных процессах кодирования "сущностных параметров" человека.
Как известно, последние крупные работы Джеймса Уорда посвящены опровержению вульгарно-материалистических поползновений на религию со стороны Томаса Гексли и всемерной поддержке Христианства, а в этой связи излишне говорить о том, что религиозность крупных учёных, тем более психологов-дарвинистов, независимо от того, в какой именно внешне-традиционалистской форме она проявляется, означает, по сути дела, лишь одно - их твёрдую Веру в присутствие постоянного экзопсихологического контроля поведения людей со стороны определённых Высших Сил, о которых нам хотя почти ничего и неизвестно, но, тем не менее, бдительный контроль со стороны которых мы ощущаем на себе постоянно...
Ну а коль скоро убеждённость в существовании Высших Сил и в присутствии контроля с их стороны (в первую очередь, конечно, контроля этического) налицо, то нельзя не согласиться с тем, что все прочие аспекты этого вопроса являются уже сугубо "технологическими", а возможность их более-менее адекватного осмысления напрямую зависит от уровня развития современного естествознания...
Что же касается исследований человеческой памяти Германом Эббингаузом, то ценность его экспериментов заключается в том, что они в очередной раз и очень наглядным образом продемонстрировали тот факт, что весь аппарат человеческой психики уже изначально "заточен" (или, если угодно "запрограммирован") на обучение, развитие и самосовершенствование человека.
Кроме того, поскольку Эббингауз попытался представить данные своих исследований в количественном виде и применить к ним статистические методы, то его эксперименты во многом послужили хорошим ориентиром для современной когнитивной психологии. Ну а уже оригинальные методики и теории в этой области, разработанные и предложенные последователем Германа Эббингауза Г.Э. Мюллером, частично предвосхитили также и принципы кодификационной переработки информации, лежащие в самой основе когнитивистики.
Вполне очевидным является также и то важное обстоятельство, что тезисы Европейской Функциональной Психологии прекрасно согласуются с теми научными данными, которые предоставляют нам сегодня исследования в области волновой генетики и психоэндокринологии, где на место "пародийной психической химии" как раз таки пришла уже сегодня теория, которая в полной мере наделят гормонально-информационную сферу человека, выполняющую в процессе сущностного кодирования основополагающие функции, "не просто восприимчивостью, а творческой активностью", о чём достаточно подробно говорится в следующих материалах:

КОММЕНТАРИИ А.ЭНФИ К СТАТЬЕ ПРОФЕССОРА
А.И. БЕЛКИНА
"ГОРМОНЫ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ"

(МЕДИЦИНСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ
ГИПОТЕЗЫ БИОИНФОРМАЦИОННОГО КОДИРОВАНИЯ
СУЩНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЧЕЛОВЕКА)

10. АМЕРИКАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДО
"ЭПОХИ ПРАГМАТИЗМА"
(Ф.П.)

Нравственно-Философская Школа:

Томас Уфам, Бенджамин Франклин

Трансцендентализм:

Джонатан Эдвардс, Джордж Рипли, Ральф Уолдо Эмерсон




Шотландская "философия здравого смысла", которая уже изначально была "основной идеологией" американского народа, оказалась полностью совместимой с современным дарвинистским эволюционизмом.
Более того, идеология эта стала ортодоксией Америки, поскольку нравственные установки Томаса Рида (1710-1796) и его единомышленников прекрасно вписывались в доктрину христианства, и особенно - в американизированные формы протестантизма...
Ну а сильнее всего доминирование американского протестантизма проявилось, конечно, в христианстве евангелического толка, поскольку эта форма религиозного сознания, при своём очень малом теологическом содержании, ставит основные акценты на спасении отдельных душ в эмоциональной трансформации опыта, во время которой человек воспринимает волю Божью ясным, прямым и непосредственным образом.
Являясь сторонниками своего рода "нативизма", Томас Рид и его американские последователи говорил о том, что Бог создал людей наделёнными такими психическими способностями и возможностями, на которые люди могут полностью полагаться, получая надлежащую информацию о внешнем мире и его функционировании; из чего уже следовал вывод об ответственности каждого человека за свой образ мысли и за свои конкретные поступки:

"Моя Вера такова. Я верю в Единого Бога - Творца Вселенной, в
то, что он правит ею с помощью Провидения, что ему следует
поклоняться, что самое угодное служение ему - это
делать добро другим его детям, что душа человека
бессмертна и к ней отнесутся справедливо на том
свете, соответственно её поведению в этом".

Бенджамин Франклин

Вот, на подобных здоровых установках теоретиков "шотландского нравственного чувства" вся "первичная" американская психология, ставшая затем доминирующим авангардом всей мировой психологической науки, к большому счастью для этой науки, и строилась:

"Психология станет фундаментом для моральной науки...
Областью психологии явится демонстрация того, что
такое способности; а моральной философии - того,
как их следует использовать для достижения цели".

М. Хопкинс

В свою очередь, придавая очень большую роль человеческим эмоциям как основе религиозного обращения, Джонатан Эдвардс создал, по сути дела, американскую форму европейского рамантизма и идеализма - "трансцендентализм", который представлял собой мятеж против царящего вокруг сухого и удушающего пуританства.
Джордж Рипли, ведущий американский трансценденталист, в "Письме, адресованном конгрегационалистской церкви на улице Покупок", писал: "Мы верим в существование того уровня истин, который лежит за пределами внешних чувств"...
Но, тем не менее, основной базой для возникновения в США научной психологии явилась именно "философия нравственного чувства", методологический подход которой открывал "душу как эманацию Божественного, созданную по образу Божиему"...
В своей книге "Элементы Психической Философии"  Томас Уфам, называя нравственное чувство "совестью", писал о том, что "совесть дарована нам Богом для того, чтобы вызывать в нас эмоции одобрения или неодобрения, когда нам случается видеть поступки других людей", и что нравственный характер можно построить "посредством ознакомления с эмоциями и страстями".
По Уфаму, истинный источник моральных обязательств - это природные импульсы в сердце человека.
Аналогичной точки зрения, ставящей Совесть превыше всех других "аргументов", и в том числе превыше указаний иерархии мирской власти, придерживались также и другие философы, писатели, поэты и духовные учителя Америки - Томас Джефферсон, Гэнри Дэвид Торо, Ральф Уолдо Эмерсон:

"В конечном счёте, священно лишь одно - неповторимость
твоего собственного Духовного Мир
а".

Ральф Уолдо Эмерсон

Достаточно интересным феноменом в истории мировой "донаучной" психологии представляется также и американская френология.
Так, братья-френологи Орсон и Лоренцо Фаулеры, искренне веря в то, что служат религии и нравственности, побуждали клиентов открытого ими в Нью-Йорке френологического офиса совершенствовать свои нравственные качества и декларировали идею о том, что существование способности к почитанию демонстрирует существование Бога, поскольку существование способности подразумевает существование объекта...

ВЫВОД: Трансценденталисты и законные американские наследники Шотландской философии здравого смысла главной задачей своей психологии считали "заботу о душе", и поэтому психология для них являлась именно тем, чем она и должна являться уже по определению – Наукой о Душе и Совести, а значит такой дисциплиной, которая должна заниматься "истинами, лежащими за пределами внешних чувств" и которая призвана поэтому рассматривать неизбежную процедуру кодирования "сущностных параметров" человека как абсолютно органичную и "легитимную", что с гениальной точностью выражено в следующей фразе:

"Наука нравственности пойдёт по верному пути усовершенствования,
так что уже не будет, как теперь, "человек человеку волк", и
люди наконец узнают то, что они сейчас
неверно называют человеколюбием
".

Бенджамин Франклин

Воистину, провидческие слова "Божьего Человека"!!!
И как тут не вспомнить знаменитую фразу относительно "неверно названного и понятого человеколюбия", которую в 20-м веке произнёс уже другой Провидец, Н.А. Бердяев: "Гуманизм - это проблема и ересь!"

11. ПРАГМАТИЗМ (П.А.)

Гарвардская Школа:

Чонси Райт, Чарльз Садерс Пирс, Уильям Джеймс




Прагматизм можно смело назвать "национальной психологией США".
Но в это утверждение необходимо сразу же внести полную ясность и определённость, подчеркнув тот важный момент, что понятие "Прагматизм" по отношению к американской психологии должно восприниматься без какого-либо "пренебрежительно-утилитаристского" оттенка.
Слово "Прагматизм" происходит от греческого корня "pragma" - "действие", "практика", а посему, применительно к американской психологии понятие "Прагматизм" означает ни что иное как "Психология Действия", "Психология, имеющая практическое значение"…

Чонси Райт (1830-1975) сформулировал первую теорию поведения по схеме "стимул-реакция" и высказал предположение о том, что убеждения людей подвержены эволюции в такой же степени, в какой подвержены ей биологические виды, а самопознание возникает тогда, когда связь между раздражителем и ответной реакцией становится осознанной...

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) обобщил работы Бостонского "Метафизического Клуба" и сформулировал основные Прагматические принципы Американской Психологии, которые частично восходят к философским установкам Иммануила Канта:

1. Истина не может быть неизменной.
2. Ценность убеждения - в его воздействии на течение жизни.
3. Основная функция мышления - порождение привычек действия.

Следуя этим своим прагматическим принципам, Пирс, будучи по образованию ещё и физиком, построил первый простой компьютер, опубликовал первую американскую работу в области экспериментальной психологии ("Психофизическое Исследование Цвета"), первым поставил основной вопрос современной когнитивистики ("может ли машина думать как человек?"), предвосхитил своими инновациями позитивистскую концепцию операционального определения...

Уильям Джеймс (1842-1910) является общепризнанным классиком как американской, так и всей мировой психологии. Его книги "Принципы Психологии" и "Прагматизм" заложили основы американской психологической науки и относятся к числу хрестоматийных.
Унаследовав интроспекционную методологию от немецкой экспериментальной "психологии сознания", У.Джеймс наделил сознание обширным "полем выбора": по Джеймсу, разум это не пассивная "tabula rasa" ("чистая доска") сенсуалистов, а настойчивый и активный "борец за цели".
Прагматизм Джеймса предлагал не находить истины, а "изготавливать" их. Согласно Джеймсу, если, например, идея свободной воли и её непосредственное следствие - нравственная ответственность - заставляет людей прожить лучшую, более наполненную и счастливую жизнь, чем если бы они верили в теорию автоматов, то свободная воля будет Истиной; или, точнее, она будет "сделана Истиной" в жизни тех людей, которые эту идею разделяют.
Таким образом, истинными Джеймс считал те идеи, которые способны вызывать в жизни людей реальные положительные изменения: "Идеи (которые есть ничто иное, как часть нашего опыта) становятся истинными в той мере, в какой они помогают нам добиться удовлетворительных отношений с остальными частями нашего опыта… Рационализм привязан к опыту, Эмпиризм привязан к внешним чувствам, но Прагматизм уже готов принять всё что угодно, последовать за логикой или чувствами и учесть самый смиренный и личный опыт… Мой Прагматизм примет к рассмотрению даже мистический опыт, если тот повлечёт за собой практические последствия" – говорил У.Джеймс, который, как известно, в своём стремлении "объективизация гипотез и концепций", погрузился к концу жизни в физические исследования, преследовавшие своей целью удивительную попытку использовать эмпирические научные средства для того, чтобы доказать религиозный постулат о существовании души...
Джеймс настолько верил в Волю, что создал свои собственные формы идеализма ("опыт есть вещество реальности") и панпсихизма ("всё в мире, даже камни, обладают сознанием"), в которых приоритетное значение отводилось "нравственно деятельной жизни"… Излишне в этой связи говорить и о том, что Уильям Джеймс считал Мораль превыше любых других доводов, и, как и Франц Брентано, исповедовал идею непогрешимости внутреннего восприятия - Объективной Совести ("Esse Est Sentiri" по Джеймсу). Так, делая выбор между "причинной" теорией внимания (основанной на морально-волевом акте) и "следственной" теорией внимания (по которой внимание есть следствие неподконтрольных нам когнитивных процессов), Джеймс отдал предпочтение причинной теории, поскольку она согласовывалась со свободой воли и нравственной ответственностью...
Согласно Джеймсу, ассоциация может зависеть от законов мозга, но наша воля способна с помощью расстановки акцентов или посредством подкрепления направить цепи ассоциаций на службу нашим интересам. И это направление – "всё, чего только может пожелать страстный защитник свободы воли", поскольку, направляя ассоциации, сознание направляет мышление и, следовательно, действие.
Психология Джеймса антидогматична по самой своей сути, поскольку она недвусмысленно отвергает атомизм ощущений и механистичность мышления: "В сознании нет ничего жёстко зафиксированного; оно течёт. "Река" или "Поток" – вот те метафоры, которые описывают сознание самым естественным образом".
Прагматизм Джеймса можно смело отнести к Психологии Адаптаций, поскольку Джеймс разработал психологию прагматизма как приспособление в вечноизменяющемся "Потоке Гераклита" и говорил, что сознание даёт распоряжение о выживании, посылая телу команды вести себя адаптивным образом.
Развивая адаптационную психологию Спенсера, Джеймс учил, что сознание возникает тогда, когда инстинкт и привычки не могут ответить на новый вызов. А это уже, разумеется предполагает наличие соответствующих ситуаций, которые человек создаёт осознанно…
Джеймс утверждал, что сознания не существует вне опыта. Чистый опыт-это тот материал, из которого сделан мир. Не будучи вещью, сознание является функцией, определённым видом взаимоотношений между кусочками чистого опыта. Джеймс утверждал, что сознание "увеличивает эффективность машины мозга", "утяжеляет игральные кости". А "утяжеление игральных костей оказывает постоянное давление, делающее действие мозга более ясным, что служит интересам владельца мозга"...
В тоже время, Уильям Джеймс отмечал то важное обстоятельство, что когда мы впервые научаемся какому-либо делу и только начинаем приобретать какой-либо навык, мы должны сознательно думать о том, что в каждый данный момент нужно делать; но как только мы становимся более опытными, сознание покидает наше задание и мы уже выполняем его автоматически, без размышлений.
В психологии эти идеи вызвали к жизни две новых концепции сознания: функционализм и бихевиоризм, хотя сама Психология Адаптаций от Спенсера до Джеймса оставалась ещё всё-таки наукой не о поведении, а о психической жизни.
Очень важной для нашего исследования представляется Теория Эмоций Джеймса-Ланге, которую независимо друг от друга сформулировали Уильям Джеймс и голландский физиолог Карл Ланге (1834-1900).
Согласно этой теории "эмоции представляют собой состояния тела".
Джеймс утверждал, что смело можно выдвинуть общий закон, согласно которому ни одна психическая модификация не происходит, если она не сопровождается в теле: любая психическая реакция проявляется сначала на соматическом уровне, и лишь затем осмысливается интеллектом, при том что содержание сознания определяется уже не только ощущениями, происходящими извне, но и кинестической обратной связью от двигательной активности тела....
Говоря о том, что телесное выражение следует сразу же за восприятием возбуждающего факта, и что наше ощущение этих изменений, по мере их возникновения, и есть эмоция, Джеймс "поместил" эмоции не в головном мозге, а во внутренних органах. Он утверждал, что "самые важные телесные ощущения, которые и составляют эмоции, возникают во внутренних органах и тканях" ("наш желудок корчится от страха, "наше сердце бьётся от волнения", "наше горло сдавливается от обиды"...), и что любые воспринятые извне стимулы действуют на нашу нервную систему таким образом, чтобы автоматически осуществлять некоторые приспособительные телесные ответные реакции: двигательные рефлексы, изменения в сердечном ритме, выделения секретов желез и "более тонкие процессы""…
Недостоверной" данная теория может показаться лишь только на первый взгляд, на самом же деле она имеет под собой совершенно объективные и логичные обоснования. Дело в том, что эволюционно адаптивным всегда являются телесные проявления эмоций, а не рефлексия. Ведь, например, завидев, хищного зверя, человек сразу же начинает от него убегать, а вовсе не "размышлять по поводу создавшейся ситуации"...
Джеймс отстаивал в психологии физиолого-церебральную направленность и развивал концепцию "Рефлекс-Действия", полагая, что головной мозг человека являет собой непременное телесное условие психической деятельности. Таким образом, Джеймс придал рефлекторной теории мозга динамический аспект, и сформулировал принцип, согласно которому любые воспринятые стимулы действуют на нашу нервную систему так, чтобы автоматически осуществлять некоторые приспособительные телесные ответные реакции - как выученные, так и врождённые… Но при этом Джеймс утверждал следующее: "наша психология должна принимать в расчёт не только те условия, которые предшествуют психическим состояниям, но и последовавшие за ними результаты… Целостный неврологический организм… не более чем машина для превращения стимулов в ответные реакции; и интеллектуальная часть нашей жизни связана ни с чем иным, как со средней или "центральной" частью операций этой машины".

ВЫВОД: "Радикальный Прагматизм" Джеймса выгодно отличается от многих других, хотя внешне якобы и "рациональных", но в действительности совершенно оторванных от жизни психологических конструкций. А по сформулированному У. Джеймсом определению прагматизма, теорию сущностного кодирования можно рассматривать как вполне "прагматичную" в том хорошем смысле, что вера в эту теорию несомненно стимулировала бы людей "прожить лучшую, более наполненную и счастливую жизнь, чем если бы они в эту теорию не верили"…
Дело в том, что Критерий Истинности Джеймса приложим к любой концепции, какой бы "фантастической и метафизической" она на первый взгляд не казалась. Например, для упрямых эмпириков идеи Бога и свободной воли не имеют никакого реального смысла, поскольку все подобные идеи полностью лишены сенсорного содержания, а вот с точки зрения прагматизма, исповедуемого Джеймсом, эти идеи истинны уже только потому, что они способны вызвать реальные положительные изменения в жизни людей. Тоже самое можно было бы сказать и о Теории Сущностного Кодирования, хотя многое в этой теории сегодня уже проверяемо и сугубо эмпирически…
Весьма ценной для нашего исследования представляется также Теория Эмоций Джеймса-Ланге, которая, в частности, может быть интерпретирована следующим образом: если наша совесть чиста, то наши мгновенные и спонтанные реакции на зло, фальшь и несправедливость являются истинными и точными, а загрязнённость нашей совести эти реакции искажает и делает этически ущербными.
Кроме того, теория эмоций Джеймса-Ланге ясно показывает, что "сфальсифицировать" процесс сущностного кодирования невозможно в принципе...
Действительно, ведь, целиком захватывая "всего человека", процесс этот начинается с проявления спонтанных эмоций на соматическом уровне, то есть именно с тех самых "искренних и честных эмоций", которые, как известно, никогда не "врут" и не "лукавят"...
Ну и каким тогда, спрашивается, образом можно "сфальсифицировать" (а точнее "просимулировать"), например, то эмоциональное состояние, которое испытывает человек, осознанно приносящий свою физическую жизнь в жертву неким Благородным Идеалам и Принципам?
Ведь для того, чтобы подобные эмоции "просимулировать", необходимо, как минимум, иметь о них адекватное представление. А такое представление способны иметь лишь только истинные Праведники, которые уже обладают огромным опытом осознанного страдания...
Разумеется, подобная логика рассуждений верна и для эмоций, генерируемых "муками творчества", подвижническим трудом, глубоким состраданием, бескомпромиссной борьбой за справедливость и т. д…
Конечно, для примера здесь подобраны случаи наиболее "иллюстративные", но и в каждой ситуации "обычного" сущностного поведения человека его спонтанные эмоции свидетельствуют о "сущностном качестве" того или иного поведенческого паттерна этого человека столь же "правдиво", "неподкупно" и "нефальсифицируемо", как и в приведённых "иллюстративных" случаях…
Что же касается кажущейся на первый взгляд парадоксальной попытки У. Джеймса использовать эмпирические научные средства для доказательства существования вечной и бессмертной души, то, на самом деле, "странность" этой попытки объясняется лишь только недостаточным уровнем развития естествознания того времени.
Бесценной является и церебралистская концепция Джеймса "рефлекс-действие", поскольку она делает психологию естественной наукой. Но из-за того, что естествознание времён Джеймса было развито ещё слишком слабо, Джеймс наткнулся на камень преткновения и здесь: этим камнем преткновения явилась та же самая дилемма между сердечным чувством свободы и научными декларациями интеллекта о детерминизме, на которую натыкались и многие другие противники механицизма того времени...
Джеймс был безупречно честным учёным и предельно искренним человеком, а посему, определив психологию как науку о сознании, он задался вопросом: "А существует ли сознание, как научная категория, вообще?"
Пытаясь защитить в психологии спиритуалистический дуализм, Джеймс разработал систему, которую назвал "радикальным эмпиризмом", но это, разумеется, ни к чему конструктивному привести тогда ещё не могло, и поэтому Джеймс был вынужден дать на вопрос о существовании сознания ответ отрицательный, признав тем самым, что моральные соображения и религиозные чувства людей лежат за пределами науки...
Конечно же, нет никаких сомнений в том, что Уильям Джеймс был бы несказанно рад тому обстоятельству, что уровень развития сегодняшней науки позволяет уже обосновать существование у людей Сознания как некой вполне объективной информационно-полевой структуры, подверженной Божественному Контролю - в том числе и с помощью Механизма Сущностного Кодирования…

12. ПРОГРЕССИВИЗМ И ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ (П.А.)

Чикагская Школа:

Джеймс Мак-Кин Кеттелл, Рэндольф Бурн,
Дж. Стэнли Холл, Джон Дьюи




Начать эту главу следует, пожалуй, с того, что конец 19-го века ознаменовался бурным противостоянием в США старой религиозной психологии, уводящей в Шотландскую Философию Здравого Смысла, и новой научной психологии, разрабатываемой с помощью биолого-психометрических исследований и экспериментов.
Приверженцы старой психологии говорили о том, что ни одна экспериментальная наука не обладает компетенцией иметь дело с такими сакраментальными сферами человеческого опыта, как религиозное чувство и мораль… В частности, этого мнения твёрдо придерживался ещё и первый Президент учреждённой в 1892 году Американской Психологической Ассоциации Джордж Трамбел Лэдд, который считал психологию сакральным "Учением о Душе и Эманации Божественного"…
Но прогресс неумолимо отметал устаревшие религиозные и моральные установки, что послужило причиной активного внедрения психологической науки в общественную жизнь...
И вот, уже Четвёртый Президент Американской Психологической Ассоциации Джеймс Мак-Кин Кеттелл активно призывал экспериментальную психологию к широкому практическому воздействию не только на политику, экономику, образование, медицину, сферу искусства..., но и на общественную этику...
Мостом же от психологии сознания к психологии поведения послужил "Функционализм", речь о котором велась уже в Главе №9 настоящей статьи, и который стал выражением новой природы психологии как общественной науки, поскольку функциональная психология изучала не столько содержание сознания человека, сколько ответные (в том числе и социально обусловленные) реакции людей на внешние стимулы.
И эта новая психология призвана была уже идти в ногу со временем, отвечать на вызовы урбанизации, индустриализации и других стремительных изменений жизни общества…
Реформы образования, эффективность экономики и Общественный Прогресс были движущими ценностями основного политического и общественного движения, последовавшего за кризисом США 1896 года – Прогрессивизма, явившегося, по сути дела, американской версией Европейского Просвещения.
Один из ведущих психологов-прогрессивистов, Рэндольф Бурн говорил о том, что "в новом порядке вещей нет ничего важнее яркости личности, а самовоспитание практически превращается в обязанность, если человек хочет достичь великой цели реформирования общества".
Таким образом, отказ сотрудничать с Жизненным Принципом Улучшения был фактически признан и объявлен прогрессивистами давно уже выискиваемым "Грехом Против Святого Духа"...
Ну а крупнейшим идеологом прогрессивизма и "пророком либерализма" 20-го века стал Джон Дьюи, избранный президентом Американской Психологической Ассоциации в последний (1899-й) год 19-го века...
В области политики и экономики прогрессивисты пытались заменить разъедавшую общество политическую коррупцию принципами научного управления большими корпорациями.
Другой серьёзной заботой прогрессивизма была Реформа образования, и Джон Дьюи стал основоположником прогрессивного американского образования, сугубо психологическими аспектами которого в США начал заниматься выпускник Уильяма Джеймса по Гарвардскому университету Дж. Стэнли Холл.
Но наиболее важными и приоритетными для прогрессивистов являлись, конечно же, проблемы и вопросы сугубо этического характера и содержания.
Так, согласно Дьюи, критерием истинности той или иной психологической концепции является её этическая убедительность: "До тех пор, пока правит обычай, пока общественные ценности определяются инстинктом, потребности в психологии не возникает. Но как только ценности становятся осмысленными, осмысленным становится и весь аппарат, посредством которого проецируются и проявляются этические идеалы. Как только мораль становится осмысленной, неизбежно должна родиться психология".
Дьюи утверждал, что психология – это как бы социальный аналог сознания: сознание возникает тогда, когда приспособление к новым обстоятельствам становится жизненно необходимым, ну а в сфере общественной жизни тоже самое происходит уже с психологией, огромную социальную роль которой, Дью, разумеется, мыслил отнюдь не вульгарноматериалистически, а напротив - совершенно недвусмысленно придерживался того идеалистического по своей сути тезиса, который был постулирован ещё Францем Брентано: "то, что делает что-либо психическим, указывает на что-то нефизическое".
При этом, Дьюи стремился к построению сугубо Научного Общества, в котором бы с максимальной эффективностью работали законы психологии именно научной: "Отношения, существующие между людьми, являются результатом работы научных законов человеческого поведения, и как только психологи поймут эти законы, они окажутся в состоянии построить более совершенное общество".
Дьюи пытался свести воедино философию, психологию и этику, а путь к построению научного общества неразрывно связывал "с ростом контроля в этической сфере".
И в этом плане, Дьюи дал, по сути дела, новую жизнь аристотелевским представлениям об "аристократическом управлении", которое в разумно устроенном обществе должно осуществляться не за счёт "ненадёжного характера простого народа", а "праздными, социально выдающимися и состоятельными" классами, включая учёных и деятелей духовной культуры, чья нацеленность на поиск истины позволяет им выполнять роль бескорыстных "благодетелей человечества".
Согласно Дьюи, личность не существует в природе, а является социальной конструкцией: индивиды приобретают свою личность и мышление в обществе, и поэтому главной целью общества является культивирование индивида внутри поддерживающей и воспитывающей его общины.
При этом, индивид, по Дьюи, вовсе не приносится в жертву государству – его просто "вводят в реальность государства", а "целью жизни человека является не совершенство как конечная цель, а постоянный процесс усовершенствования, созревания, очищения…", так что "рост сам по себе является единственной нравственной задачей".
Большой вклад в психологическую науку Джон Дью внёс и в плане сугубо профессиональном.
Так, в его знаменитой "Концепции Рефлекторной Дуги" дальнейшее плодотворное развитие получила "Теория Эмоций Джеймса-Ланге". Согласно "Концепции Рефлекторной Дуги", "эмоции являются признаком конфликтующих склонностей, возникают в результате обратной связи со сдерживаемой тенденцией к действию, и лишь только тогда, когда поведение человека требует новой координации с реальностью".
Иными словами, стимул (ощущение) и ответ (реакцию) Дьюи рассматривает не изолированно, а как "разделение труда в общем скоординированном действии": Дью считал ощущение не пассивной регистрацией впечатления, а динамическим взаимодействием одного поведенческого акта с другими, происходящими в то же самое время.
В качестве иллюстрации этого тезиса, Дьюи пишет о том, что, например, треск сучка для солдата, напряжённо ожидающего встречи с врагом, и для туриста, беспечно гуляющего по мирному лесу, имеет совершенно различное значение, определяемое текущим поведением солдата и туриста: рассеянное слушание – это поведение одного рода, внимательное прислушивание – другого, а активное реагирование на звуки с целью жизненно важного приспособления - третьего...
Концепция Рефлекторной Дуги" оказала огромное влияние на дальнейшее развитие социальной психологии и относится к области Инструментализма - созданному Джоном Дьюи психологическому направлению, согласно которому знание является фундаментальным инструментом приспособления, а разум - инструментом для первичного понимания мира и последующего его изменения.
Концепция разума Дьюи была гораздо более активной, нежели представления неореалистов, которые оставались приверженцами того, что Дьюи называл "теорией разума-зрителя": Дьюи считал, что разум даёт возможность не только созерцать, но и предчувствовать будущие последствия событий, реагируя на них адекватным поведением, как на стимулы.
Подчёркивал Дьюи также и социальную природу разума, тесно увязывая мышление с речью.
Для Дьюи способность к мышлению создаётся именно обучением речи, и в этом отношении Дьюи изменил приоритетность, которой придерживался основатель психологии Рене Декарт: "животные не думают, потому что не разговаривают", ибо, согласно Дьюи, когда мы думаем, мы просто разговариваем "про себя", а не вслух, упорядоченно используя при этом определённые вербальные реакции и речевые механизмы, данные нам обществом.

ВЫВОД: Джон Дьюи был бесконечно прав относительно того, что "как только осмысленная связь этических ценностей с привычками и традицией разрывается, следует начинать провозглашать ценности сознательно и находить некую замену обычаю, посредством которого и реализуется ценность". И в этой связи необходимо отметить, что весьма опасный разрыв связи адекватного современного мировоззрения с прежними, давно устаревшими "этико-ценностными ориентирами" в наши дни уже налицо, а единственной надлежащей заменой "привычкам, обычаям и традиции" в этической сфере способна сегодня стать одна лишь только "Теории Кодирования Сущностных Параметров Человека"…
Абсолютно прав был Дьюи и в том, что "целью жизни человека является не совершенство как конечная цель, а постоянный процесс усовершенствования, созревания, очищения…", и что "рост сам по себе является единственной нравственной задачей". Да, это действительно именно так и есть, ибо нам надлежит стремиться не к встрече с Бесконечным Богом-Абсолютом, иметь адекватное представление о котором мы никогда не сможем в силу Абсолютной несопоставимости наших с НИМ масштабов, а "всего лишь" к прорыву на следующий иерархический уровень Реальности, который хотя и является для нас невидимо-тонкоматериальным, но к осмыслению которого нашей "грубоматериальной" науке всё-таки удалось уже вплотную подступиться…
Весьма ценной для нашего исследования представляется также статья Джона Дьюи "Концепция Рефлекторной Дуги в Физиологии". Тот факт, что "эмоция возникает в результате обратной связи со сдерживаемой тенденцией к действию и является признаком конфликтующих склонностей", крайне важен для понимания функционирования механизмов сущностного кодирования, запуск которых осуществляется всегда на эмоционально-соматическом уровне. Концепция эта делает понятным и то, что наиболее "ценные кодировочные паттерны" могут нарабатываться лишь только в условиях экстремального проявления конфликтующих склонностей, и поэтому доступны исключительно для людей "радикального" склада и очень высокой степени духовной зрелости, а также косвенно указывает на обратную связь между волей и поведением, ибо поведение, запущенное волей, само уже затем индуцирует волевые импульсы, и поэтому человеку насущно необходим мощнейший Начальный Волевой Толчок к Духовному Росту…
Не менее важным для нас в "Концепции Рефлекторной Дуги" является и то, что, согласно этой Концепции, эмоции возникают только тогда, когда поведение человека требует новой координации с реальностью", и что они "определяются текущим поведением" субъекта. Этим тезисом объясняется, в частности, совершенно различное воздействие тех же самых социальных, этических, эстетических и других "сущностнообразующих" факторов на различных субъектов восприятия. Ведь, например, для одного субъекта восприятия звучащая музыка 15-й симфонии Дмитрия Шостаковича может служить лишь только малоприятным и малозначимым "шумовым фоном", а уже для другого (в духовном отношении гораздо более восприимчивого и продвинутого) – мощнейшим стимулом к дальнейшему духовному росту…
При этом, положение относительно "новой координации с реальностью" должно трактоваться нами расширенно и с учётом того факта, что абсолютно "новой" для всех "Homo Sapiens" - сов является также и "координация с реальностью" тонкоматериальной… Ну а под "текущим поведением" субъекта следует, соответственно, понимать также и "сущностную компоненту" поведения этого субъекта, связанную с состоянием его совести и других "сущностных параметров", являющихся, разумеется, для всех кандидатов прорыва в Тонкий Мир и приспособления к существованию в нём предельно "жизненно важными"!
Что же касается Инструментальной Концепции Разума Джона Дьюи, согласно которой "знание является фундаментальным инструментом приспособления", то эта Концепция свидетельствует уже о насущной необходимости для всех "соискателей Тонкого Мира" всестороннего интенсивного и качественного обучения, а также о постоянном и обязательном присутствии в структуре механизма сущностного кодирования фактора вербального воздействия...
Как мы видим, заслуги прогрессивистов перед мировой психологией весьма значительны…
Но, к сожалению, прогрессивисты не замечали вопиющего противоречия между своей претензией на приверженность научно обоснованным ценностям личного роста и полным отсутствием у себя для этого каких-либо внятных с научной точки зрения этических и других "сущностных" ориентиров...
Впоследствии, Рэндольф Бурн осознал эту незаконченность этической гносеологии прогрессивизма и с огромным разочарованием и досадой писал про тогдашних прогрессивистов следующее: "У них нет ясной философской жизни, за исключением той, какой обладает разведка. Они не имеют представления о том, какое общество хотят создать и в каком обществе нуждается человечество, но они оснащены всеми административными установками и талантами для того, чтобы его добиться".
И в этих искренне-самокритичных словах Рэндольфа Бурна заключена, конечно, сермяжная правда, поскольку по-настоящему Научная Этическая Гносеология и надлежащие ориентиры, указывающие на то единственно верное направление, по которому должно развиваться общество, могут возникнуть лишь только на основе "Теории Кодирования Сущностных Параметров Человека", о которой во времена расцвета американского прогрессивизма ничего и никому ещё, разумеется, известно не было…
Но, тем не менее, "разведка" прогрессивистов во главе с великим психологом и общественным деятелем Джоном Дьюи своё "этическое развед-задание" с честью выполнила, и теперь уже настало время использовать полученные прогрессивистами ценнейшие "развед-данные" для реального построения на земле "Этически Вменяемого" (а иными словами - адекватно обеспечивающего "рост контроля в этической сфере") Научного Общества…



ЧАСТЬ I

Список Использованной и
Рекомендуемой Литературы

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:

ЧАСТЬ VI

Моторная Теория Сознания (П.А.)
Новый Американский Функционализм (П.А.)
Рефлексология (П.А.)
Неореализм (П.А.)
Бихевиоризм и Бихевиорализм (П.А.)

ЧАСТЬ VII

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К.П.)
Психолингвистика Ноама Хомски (К.П.)
Новый Европейский Структурализм (К.П.)
Коннекционизм (К.П.)
Когнитивная Неврология (К.П.)

ЧАСТЬ VIII

ПРИКЛАДНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (П.С.К.П.)
Гуманистическая Психология (П.С.К.П.)
Социальная Психология К.Левина (П.С.К.П.)
Социальная Психология Л.Фестингера (П.С.К.П.)
Психология Саморефлексии В.Лефевра (П.С.К.П.)
Трансперсональная Психология (П.С.К.П.)
Онтопсихология (П.С.К.П.)

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.narod.ru обязательна











Сайт Арама Энфи. Новая Мировоззренческая Парадигма

 



ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА МОЙ САЙТ!
Отметьте позицию в белом кружке
слева и нажмите
"Проголосовать
"
    Великолепно !
    Очень хорошо
    Хорошо/нравится
    Так себе
    Разочаровал
После отметки!
"Развитие Человека". Каталог Лотоса

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Numen.ru Numen.ru Рейтинг Эзотерических ресурсов
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов КиберГород.Ru - каталог сайтов. Каталог Эзотерики на Shambala.ru  LightRay Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева
АУМ - украинский портал ресурсов духовного,
психического и физического развития человека  Арам Энфи на сервере Стихи.руАрам Энфиаджян на сервере Проза.ру RealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. Top.Riall.ru
SafeWeber.ru 

Сайт управляется системой uCoz